Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Сегодня, в связи с появлением новых форм обучения, развитием трудового законодательства и легализацией сферы образования, регулированию деятельности педагогических работников уделяется все больше внимания. В силу важности и специфики правового статуса педагогических работников их трудовая деятельность выделяется в отдельную категорию работников со сложным правовым регулированием. В свете этого сложного регулирования основной проблемой является отсутствие единого подхода к регулированию труда работников образования. При этом существующие исследования не учитывают возможность несправедливого правового регулирования труда педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях, по отношению к педагогическим работникам высших учебных заведений.
Педагогическая деятельность работников образовательных организаций имеет особую социальную значимость. Принципы непрерывности и профессионализма организации и функционирования образовательного процесса оказывают существенное влияние на регулирование отношений, связанных с заключением, продлением и содержанием трудовых договоров с педагогическими работниками.
Переломным моментом в правоприменительной практике, а также в подходе законодателя к регулированию отношений по научному предмету стало издание Постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.2022 № 32-П .
Современный трудовой договор с педагогическим работником не ограничивается одним документом. Образовательным учреждениям (работодателям) следует обратить внимание на документы, сопровождающие трудовые договоры с педагогическими работниками.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие особенности правового регулирования труда педагогических работников в средних образовательных организациях.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие особенности правового регулирования труда педагогических работников в средних образовательных организациях.
Целью исследования является общая характеристика правового регулирования труда педагогических работников в средних образовательных организациях.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть особенности правового регулирования заключение изменение и прекращение трудового договора с педагогическими работниками;
2.определить особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха
3.исследовать особенности пенсионного обеспечения педагогических работников;
4.рассмотреть институт аттестации педагогического работника.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Горошко Т., Иванова Е.В., Лиликова О.С., Соколова Т.В. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы.
1.Правовое регулирование заключение изменение и прекращение трудового договора с педагогическими работниками
В соответствии со стратегией долгосрочного социально-экономического развития РФ целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования. Ведущая роль в развитии образования в России принадлежит работникам образования. В связи с этим актуальной становится задача совершенствования правового регулирования статуса работников образования и повышения их уровня.
Б.Т. Лихачёв рассматривал педагогическую деятельность как "взаимосвязанную, ориентированную на ценности, сложившиеся в обществе, и способствующую формированию личности обучаемого".
С.Л. Леньков отмечал, что "педагогические работники являются носителями нравственных ценностей и активизируют функционирование образовательных услуг".
Таким образом, педагогическая деятельность является тем стержнем, который способствует формированию системы культурных ценностей, необходимых для развития личности и общества в условиях интеграционного процесса, происходящего в стране .
Среди недостатков действующего законодательства, закрепляющего особенности трудовой деятельности педагогических работников и препятствующего повышению уровня профессионализма этих людей, можно выделить следующие:
-ограничения по продолжительности рабочего времени педагогов-заместителей не позволяют в полной мере учесть интересы работников образования;
-участие лиц с ограниченной дееспособностью в образовательной деятельности не способствует повышению уровня образования;
-участие в образовательной деятельности лиц, лишенных или ограниченных в родительских правах в судебном порядке, не повышает престиж современного образования.
В связи с вышеизложенным необходимо проанализировать правовое регулирование труда педагогических работников в средних образовательных организациях. Правовое регулирование в данной сфере включает в себя не только общие положения, но и дифференциацию правовых норм. Одной из задач дифференциации является индивидуализация правового регулирования с учетом особенностей отдельных групп населения.
Специфика образовательной деятельности обусловлена наличием определенных прав, обязанностей и гарантий, направленных на эффективное выполнение профессиональных обязанностей.
В то же время следует отметить, что педагогическая деятельность характеризуется повышенной сложностью и ответственностью, к которой предъявляются особые требования при заключении трудовых договоров.
Система образования в РФ устанавливается Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (далее – ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ) .
ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ устанавливает систему образования РФ. В соответствии со ст.2 ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "педагогический работник - физическое лицо, состоящее в трудовых или служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющее обязанности по обучению обучающихся, воспитанию и организации образовательной деятельности".
Понятие правового статуса педагогического работника определено в ч.1 ст.47 ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, согласно которому под правовым статусом педагогического работника понимается "совокупность свобод и прав (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 № 42388) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 28, 11.07.2016
5. Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2023 № 73696) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.06.2023
6. Письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования // Официальные документы в образовании, № 23, 2003
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2022 № 32-П "По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 ТК РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова" // Собрание законодательства РФ, 25.07.2022, № 30, ст. 5692
8. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.10.2019 по делу № 8Г-19/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
9. Горошко Т. Оспаривание увольнения преподавателя вуза: обзор судебной практики // Трудовое право. 2020. № 7. С. 97.
10. Иванова, Е. В. Правовое регулирование труда педагогических работников / Е. В. Иванова // Цифровая наука. – 2020. – № 4(4). – С. 163-172.
11. Лиликова, О. С. правовое регулирование труда педагогических работников / О. С. Лиликова, М. В. Машоха // Оригинальные исследования. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 150-154.
12. Соколова Т.В. Особенности аттестации научных работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 51.